Гусейнова Марина Олеговна

марСтарший воспитатель

Образование: средне-специальное, педагогическое - воспитатель

Высшее: Санкт-Петербургский  Университет  Сервиса и Экономики -менеджмент управления
Педагогический стаж: 13 лет

 

 27.04.2017 

«ИКТ как средство оптимизации работы руководителя ДОУ»

Система образования сегодня предъявляет новые требования к воспитанию и обучению детей, внедрению новых подходов, которые должны способствовать не замене традиционных методов, а расширению их возможностей. Стало очевидным, что проблемы воспитания и развития детей на демократической основе могут быть успешно решены только при условии хорошей организации педагогического процесса, внедрении элементов научной организации труда, новых принципов управления и высокого профессионализма руководителей дошкольных учреждений.

Развитие современного общества неразрывно связано с научно-техническим прогрессом. Информатизация – это глобальный социальный

процесс, одним из приоритетных направлений которого является информатизация образования. Так как современный мир постоянно меняется и совершенствуется, усложняются технологии, информатизация сферы образования приобретает фундаментальное значение.

Исследуя свою деятельность - заведующего в нашем дошкольном образовательном учреждении, я могу с уверенностью сказать, что использование информационно-коммуникационных технологий может привести к повышению эффективности, оптимизации деятельности руководителей современного ДОУ, обеспечению качества дошкольного образования. К современному дошкольному образовательному учреждению

предъявляются такие требования, что повышение уровня управления ДОУ

становится объективной необходимостью и существенной стороной его дальнейшего развития. Руководители обязаны гибко и быстро реагировать на запросы общества, в постоянно меняющейся сложной экономической ситуации находить способы выживания, стабилизации и развития. Так как система образования предъявляет новые требования к воспитанию и обучению подрастающего поколения, то внедрению новых технологий и подходов в работе с детьми стало необходимостью. Они не должны заменять старые традиционные методы, а дополнять и расширять их возможности.

Главная цель внедрения информационных технологий – создание единого информационного пространства и среды, образовательного учреждения.

Использование в дошкольном учреждении ИКТ позволит изменить

образовательный процесс, повысить эффективность, мотивировать детей на

поисковую деятельность, дифференцировать обучение с учетом индивидуальных особенностей детей.

Информатизация дошкольного образования – это комплексный, многоплановый, в котором участвуют и дети, и педагоги, и администрация ДОУ. Это и создание единого информационного образовательного пространства ДОУ; и использование информационных технологий в воспитательно-образовательном процессе; и разработка интегрированных занятий; и проектная деятельность; и активное использование сети Интернет в образовании.

В настоящее время рассматриваются следующие основные направления

информатизации ДОУ:

- информатизация как техническое оснащение ДОУ;

- информатизация ДОУ как внедрение новых информационных технологий в

образование и воспитания;

- информатизация управленческой деятельности ДОУ.

Информационные и, особенно, телекоммуникационные технологии

способны повысить эффективность взаимодействия педагогического коллектива детского сада и родителей при обучении и воспитании дошкольников.

Дополнительные возможности в работе с родителями дает наличие у детского сада собственного сайта в сети Интернет, где родители могут получить информацию о жизни ДОУ, группы, расписании непосредственно

образовательной деятельности, о проводимых мероприятиях, праздниках,

развлечениях. Сайт детского сада является для родителей источником

информации учебного, методического или воспитательного характера.

Оперативные сведения новостной колонки, подробная информация о жизни

дошкольного учреждения, возможность общаться с помощью электронной почты и гостевой книги – все это помогает сделать отношения более доверительными, вовлечь родителей в жизнь детского сада, сделать их полноправными участниками воспитательно-образовательного процесса.

Внедряемые мультимедийные средства и компьютерные игры позволят

осуществлять подготовку к школе системно, что дает возможность выстраивать единую информационно-образовательную развивающую среду не только отдельного ДОУ, но и в тесной связи со школой и вузом, формировать единое информационно-образовательное пространство на уровне города.

Информатизация дошкольного образования открывает педагогам новые

возможности для широкого внедрения в педагогическую практику новых

методических разработок, направленных на интенсификацию и реализацию

инновационных идей воспитательно-образовательного процесса.

На сегодняшний день остается актуальной проблема профессиональной

компетенции педагогов: педагоги испытывают затруднения в использовании

компьютерных технологий в образовательном процессе вследствие того, что

имеют разный уровень информационно-компьютерной компетентности, к тому же педагог должен не только уметь пользоваться компьютером и современным мультимедийным оборудованием, но и создавать свои образовательные ресурсы, широко использовать их в своей педагогической деятельности.

Перед педагогическим коллективом встают огромного значения и объема задачи формирования информационной культуры педагогов, родителей и детей, для чего необходимо внедрить информационно-коммуникационные технологии в воспитательно-образовательный процесс ДОУ. Сущностью информатизации управления ДОУ является процесс

информационного обеспечения управленческой деятельности на основе

применения современной вычислительной техники и средств связи с целью

оптимизации функционирования педагогической системы, развития ее потенциала и расширения возможностей реализации социального заказа.

Использование ИКТ способствует оптимизации деятельности ДОУ,

повышению его эффективности в условиях инклюзивного обучения и воспитания дошкольников, расширению границ образовательного пространства за счет активного включения родителей и детей, не посещающих детский сад.

25.03.2017
Основные формы организации методической работы в дошкольном учреждении.

Формы организации методической работы в ДОУ изменяются, обновляются в зависимости от многих факторов. Основными факторами являются следующие:

· государственная политика в сфере образования, законодательные акты и документы;

· уровень педагогической культуры учителей, их методическая грамотность, выявленная в процессе диагностических измерений личностных и профессионально-деятельностных показателей;

· морально-психологический климат в коллективе ДОУ, материально-технические возможности организации методической работы;

· наличие внутреннего педагогического опыта, инновационная открытость и активность учителей, уровень профессиональной готовности руководителей школы к осуществлению методической работы;

· конкретная ситуация в коллективе ДОУ, в отношениях между воспитателями, воспитателями и детьми, воспитателями и руководителями.

Методический совет ДОУ определяет тактику и стратегию совершенствования педагогической квалификации воспитателей. Он определяет вопросы для рассмотрения на объединениях, комиссиях; разрабатывает и обсуждает программы семинаров, практикумов, лекториев; разрабатывает программу методической работы в ДОУ. Таким образом, методический совет - это проявление коллегиальности и делегирования полномочий в такой сложной сфере управленческой деятельности, какой является повышение профессионально-педагогической культуры каждого воспитателя дошкольного учреждения.

К числу положительно зарекомендовавших себя форм методической работы  относятся: предметные методические объединения, единый методический день, проблемные семинары и практикумы, «Школы молодого воспитателя», «Школы передового опыта», индивидуальная работа с воспитателями, проведение отдельных открытых и показательных мероприятий, проведение Недели открытых дверей для родителей воспитанников и педагогов, научно-педагогические конференции и педагогические чтения, ролевые, деловые и организационно-деятельностные игры, моделирование и анализ педагогических ситуаций, творческие отчеты воспитателей, педагогические консилиумы и др.

Наиболее распространенной формой методической работы а является предметное методическое объединение воспитателей.

Содержание работы методических объединений многообразно. Они рассматривают вопросы по повышению уровня воспитательно-образовательной работы и качества знаний детей, организации обмена опытом, внедрения передового педагогического опыта и достижений педагогической науки, обсуждают инновационные направления в работе с детьми дошкольного возраста, планируют пути повышения качества основных направлений развития детей. В методических объединениях обсуждают экспериментальные варианты рабочих образовательных программ, рассматривают результаты работы по ним. Члены методобъединений разрабатывают и апробируют обучающие и контролирующие компьютерные программы, оценивают их эффективность и результативность. Содержание работы объединений включает проектирование проведения мониторинга, обсуждение результатов.

Работа методического объединения проводится по специальному плану, в котором дается общая характеристика педагогической деятельности воспитателей данного направления, качества воспитанников. В плане формируются цели и задачи на новый учебный год, определяются основные организационно-педагогические мероприятия (оформление группы, экспертиза дидактического материала, утверждение форм и сроков проведения мониторинга др.), определяются тематика и время проведения научно-методических докладов, открытых мероприятий.

Одной из эффективных форм методической работы является проведение единого методического дня в ДОУ, который проводится для всех педагогических работников и служит в определенной мере промежуточным подведением итогов методической работы. Темы единых методических дней заранее доводятся до сведения воспитателей. В канун проведения единого методического дня по необходимости выпускается специальный тематический педагогический бюллетень, оформляются выставки методических разработок, творческих работ воспитателей и детей, новой психолого-педагогической литературы.

Содержание работы единого методического дня включает: проведение открытых занятий, их развернутый анализ и обсуждение, обзор новой методической литературы, подведение итогов методического дня в форме заседания круглого стола или пресс-конференции с выступлениями отдельных воспитателей об итогах работы над методическими темами, выступлениями заведующей, старшего воспитателя с общей оценкой и анализом проведения единого методического дня.

Проблемные семинары и практикумы сориентированы на обеспечение единства теоретической и практической подготовки воспитателя. Занятия на семинарах и практикумах стимулируют самообразовательную деятельность воспитателей, вводят их в круг педагогических инноваций, способствуют формированию объективной оценки их значимости, места и роли в дидактических системах. Содержанием работы проблемных семинаров становятся современные педагогические теории. Их обсуждение способствует самообразовательной работе воспитателя.

Все более активные формы проведения практических мероприятий в системе методической работы приобретают деловые, ролевые игры, игры-практикумы, организационно-деятельностные игры, различного рода тренинги. Бесспорное достоинство таких форм состоит в вариативности проигрываемых ситуаций, моделировании ситуаций, максимально приближенных к реальной практике, возможности коллективного обсуждения актуальных проблем и др.

15.01.2017 Консультация для воспитателей

«Создание здоровьесберегающего пространства в группе с учетом ФГОС»

При создании предметно-развивающей среды необходимо руководствоваться следующими принципами, определенными во ФГОС дошкольного образования:

Полифункциональности: предметная развивающая среда должна открывать перед детьми множество возможностей, обеспечивать все составляющие образовательного процесса и в этом смысле должна быть многофункциональной;

Трансформируемости: данный принцип тесно связан с полифункциональностью предметной среды, т. е. предоставляет возможность изменений, позволяющих, по ситуации, вынести на первый план ту или иную функцию пространства (в отличие от монофункционального зонирования, жестко закрепляющего функции за определенным пространством);

Вариативности: предметная развивающая среда предполагает периодическую сменяемость игрового материала, появление новых предметов, стимулирующих исследовательскую, познавательную, игровую, двигательную активность детей;

Насыщенности: среда соответствует содержанию образовательной программы, разработанной на основе одной из примерных программ, а также возрастным особенностям детей;

Доступности: среда обеспечивает свободный доступ детей к играм, игрушкам, материалам, пособиям;

Безопасности: среда предполагает соответствие ее элементов требованиям по обеспечению надежности и безопасности. При создании предметной развивающей среды необходимо учитывать гендерную специфику и обеспечивать среду как общим, так и специфичным материалом для девочек и мальчиков.

Функции предметно-развивающей среды:

Реализация различных образовательных программ с учетом применения инклюзивного образования, а также национально-культурных, климатических и других условий;
Организация образовательного потенциала пространства ДОО и материалов, оборудования и инвентаря для развития детей дошкольного возраста, охраны и укрепления их здоровья, учёта индивидуальных особенностей детей и коррекции их развития;
Реализация двигательной активности детей, возможности общения и совместной деятельности детей и взрослых, а также возможности для уединения.

Опираясь на вышеуказанные функциональные аспекты, РППС должна отражать полный процесс образовательной деятельности ДО с учетом индивидуальных особенностей детей.

При создании ППРС необходимо учитывать примерный перечень зон для сюжетно-ролевых и режиссерских игр (театрализованная деятельность, ряжение, освоение социальных ролей и профессий и пр.)

Зоны:

Для познавательной активности (экспериментирование с различными материалами, развитие речи, наблюдение за природными явлениями, развитие математических представлений и пр.);
Для самостоятельной деятельности детей (конструирование из различных материалов, художественно-продуктивная деятельность, ознакомление с литературой, выставка детского творчества, центр патриотического воспитания и пр.);

Для двигательной активности (спортивные игры, соревнования и пр.);
Для настольно-печатных и развивающих игр (рассматривание иллюстрированного материала, дидактические игры и пр.);
Для экспериментирования и наблюдения за природными явлениями (экспериментальные лаборатории, календарь природы, центры для организации различных проектов и пр.);
Для отдыха (уединение, общение и пр.).

Наполняя или дополняя РППС необходимо помнить о том, что все ее элементы должны иметь единый эстетический стиль для обеспечения комфортной и уютной обстановки для детей.

Наполняя пространство игрушками, оборудованием и другими игровыми материалами необходимо помнить о том, что все предметы должны быть известны детям, соответствовать их индивидуальным особенностям (возрастным и гендерным) для осуществления полноценной самостоятельной и совместной со сверстниками деятельности. В РППС должны быть включены также предметы для совместной деятельности ребенка со взрослым (педагогом).

При формировании предметно-развивающей среды необходимо:

Избавляться от загромождения пространства малофункциональными и несочетаемыми друг с другом предметами;

Создать для ребенка три предметных пространства, отвечающих масштабам действий его рук (масштаб "глаз – рука", роста и предметного мира взрослых

Исходить из эргономических требований к жизнедеятельности: антропометрических, физиологических и психологических особенностей обитателя этой среды.

Зоны предметно-развивающей среды условно можно разделить по секторам:

Активный сектор - занимает самую большую площадь в группе, включающий в себя:

Центр игры
Центр двигательной деятельности
Центр конструирования
Центр музыкально театрализованной деятельности

Спокойный сектор:

Центр книги
Центр отдыха
Центр природы

Рабочий сектор: - рабочий сектор занимает 25% всей группы, так как там предполагается размещение оборудования для организации совместной и регламентированной деятельности.

Центр познавательной и исследовательской деятельности
Центр продуктивной и творческой деятельности
Центр правильной речи и моторики

Предметное содержание РППС должно выполнять информативные функции об окружающем мире и передачи социального опыта детям. Все игрушки, оборудование и другие материалы должны быть разнообразны и связаны между собой по содержанию и масштабу для обеспечения доступности среды.

Элементы РППС (игрушки, оборудование и другие материалы) не должны оказывать негативного влияния на психическое и физическое здоровье ребёнка.

А именно не должны:

Провоцировать ребенка на агрессивные действия;
Вызывать у него проявление жестокости по отношению к персонажам игры, в роли которых могут выступать играющие партнёры (сверстники, взрослые);
Провоцировать игровые сюжеты, связанные с безнравственностью и насилием;
Вызывать у ребёнка нездоровый интерес к сексуальным проблемам, выходящим за рамки его возрастной компетенции;
Провоцировать ребёнка на пренебрежительное или негативное отношение к рассовым особенностям и физическим недостаткам других людей.

   18.11.2016
Организация образовательного процесса и развивающей образовательной среды ДОО на основе идей личностного развития ребенка, направленная на реализацию ФГОС.

C января 2014 года вступил в силу Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО). Федеральный государственный образовательный стандарт – тип документа, учитывающий передовые традиционные подходы и инновационные идеи организации образовательного процесса с детьми дошкольного возраста.

Предусматривающий принципы организации развивающей предметно-пространственной среды:

Вариативность среды предполагает наличие в групповой комнате небольших рекреаций для игр, конструирования, уединения, а также материалов, игр, игрушек, спортивного оборудования для самостоятельного использования.
Трансформируемость пространства предполагает возможность изменений предметно-пространственной среды в зависимости от образовательной ситуации, в том числе от меняющихся интересов и возможностей детей.
Свободный доступ среды для детей, в том числе с ограниченными возможностями здоровья, к играм, игрушкам, материалам, пособиям, формирует у дошкольников понимание, что все предметы предназначены для их игр и занятий.
Полифункциональность материалов и оборудования среды предполагает возможность разнообразного использования детской мебели, матов, мягких модулей, легких, переносных, трансформирующихся ширм.
Безопасность предметно-пространственной среды предполагает соответствие всех ее элементов требованиям, обеспечивающим надежность и безопасность при их использовании.

Разработчиками ФГОС использовались теоретические идеи и подходы, Давыдова В.В., Стеркиной Р.Б. , Петровского В.А. и др.

Стандарт поддерживает разнообразие детства и направлен на позитивное становление ребенка и развитие личностных качеств, учёт индивидуальных потребностей, проявление инициативы и интересов. Посещая ДОО, каждый ребенок получает возможность полноценно жить и развиваться, активно участвуя детских видах деятельности: игровой, коммуникативной, продуктивной, двигательной, познавательно-исследовательской.

Предметно – пространственная развивающая среда ФГОС важнейший фактор реализации образовательной программы ДОО, ее эффективное планирование и организация призваны обеспечивать:

Полноценное развитие детей в сферах социально-коммуникативного, познавательного, речевого, художественно-эстетического и физического развития.
Возможность общения и совместной деятельности детей (в том числе разного возраста) и взрослых,
Реализацию различных образовательных программ;
Создание необходимых условий для организации инклюзивного образования;
Учет национально-культурных, климатических условий.

На реализацию возрастных потребностей старших дошкольников в игровой, познавательной, исследовательской и творческой активности как форм детского самовыражения, и должно быть направлено Содержание развивающего пространства. В организации предметно – пространственной среды детей раннего возраста, образовательное пространство должно быть достаточным для возможности движения, предметной и игровой деятельности с разными материалами.

Введение и реализацию ФГОС ДО можно рассматривать как инновационную деятельность, успешность которой зависит от понимания её значения в образовательной практике всеми участниками образовательных отношений: педагогами ДОО, родителями (законных представителей) воспитанников, специалистами управляющих структур.

Для реализации ФГОС педагогам предстоит освоить новое содержание дошкольного образования, найти более эффективные пути, формы и методы организации своей профессиональной деятельности.

Готовность к успешному обучению в школе и дальнейшей жизни состоится, если до восьми лет ребенку создадут условия для освоения культурных способов взаимодействия с окружающим миром.

Используя игру, как основной вид деятельности, дошкольник познает мир, его богатство и разнообразии. Но предметный мир – это не только игровая среда, а среда развития всех видов детской деятельности: речевой, познавательной, продуктивной, оздоровительной.

Правильно организованная педагогом ДОО развивающая предметно – пространственная среда, воздействует на ребенка через все органы чувств, учитывая индивидуальные потребности дошкольника.

Ребенок, как активный участник разных видов деятельности социализируется (осваивает способы поведения, культурные нормы и ценности, научается их воспроизводить (использовать), что позволяет эффективно общаться, расти духовно и физически).

Взаимодействие педагогов ДОО и родителей (законных представителей), всех членов семьи воспитанников обеспечивает сотрудничество, взаимопонимание в вопросах организации интересного дошкольного детства.

Процесс развития ребенка и та среда, которую создают педагоги ДОУ, находятся в постоянном взаимодействии: с одной стороны, среда может быть стимулом для развития личности ребенка, с другой стороны – преградой в проявлении индивидуальности, культуротворчества, реализации возрастных потребностей.

23.10.2016
«Организация работы по самообразованию педагогов ДОУ»

Работа по самообразованию – одна из форм повышения профессиональной компетенции педагогов, путь достижения серьезных результатов, самореализации в профессии. Эта работа строиться на следующих принципах.

Самообразование педагога дошкольного учреждения многогранно и многопланово. Основными направлениями в системе самообразования педагогов дошкольного учреждения могут быть:

Ознакомление с новыми нормативными документами по вопросам дошкольного воспитания;
Изучение учебной и научно-методической литературы;
Ознакомление с новыми достижениями педагогики, детской психологии, анатомии, физиологии;
Изучение новых программ и педагогических технологий;
Ознакомление с передовой практикой дошкольных учреждений;
Повышение общекультурного уровня.

Оценить потребность педагогов в развитии возможно с помощью ряда анкет (приложение 1).

Желательно, чтобы тема самообразования была связана с проблемами решаемыми в ДОУ, с приоритетным направлением его деятельности. Это позволяет решить две задачи:

Деятельность педагогов процессе самообразования будет способствовать решению задач ДОУ;
Педагогам не надо будет распылять свои усилия, решая отдельно задачи ДОУ и задачи собственного развития, они сконцентрируются на одной проблеме, и результатом этой деятельности в дальнейшем смогут воспользоваться все педагоги ДОУ

Темы подбираются так же с учетом индивидуального опыта и профессионального мастерства воспитателя.

Выбранная тема самообразования должна быть близка и понятна педагогу только в этом случае результат будет эффективен и раскроет творческий потенциал воспитателя.

В случае, если педагог в силу каких-либо причин не может самостоятельно сформулировать проблему, или тему самообразования, необходимо использовать специальную анкету для изучения его затруднений (приложение 2).

Реализуя дифференцированный подход в определении ведущих направлений профессионального развития педагогов, можно порекомендовать следующую тематику самообразования соответственно опыту и педагогическому стажу.

Для молодых специалистов:

осознание ценностей личностно-ориентированной модели воспитания, обучения и развития;
формирование основ педагогического мастерства;
развитие умений и конструктивных способностей.

Для воспитателей, работающих свыше 5 лет:

овладение способами проектирования воспитательно-образовательного процесса с целью повышения его эффективности и качества в условиях вариативного образования;
формирование умения анализировать научно-методическую литературу, применение полученных знаний на практике, активизация творческих способностей.

Для опытных, творчески-работающих воспитателей:

развитие способностей к перепроектированию собственной деятельности в контексте тенденций развития психолого-педагогической науки и социального заказа общества;
проявление творческого потенциала педагога;
пропаганда своих достижений;
развитие исследовательской деятельности.

Для педагогов без специального образования:

овладение методикой работы с детьми;
адаптация к педагогической деятельности.

Тематикой самообразования также может быть:

одна из годовых задач ДОУ;
проблема, которая вызывает у педагога затруднение;
пополнение знаний по уже имеющемуся опыту.

Успешность педагога в профессиональном самообразовании напрямую зависит от поддержки и помощи старшего воспитателя. Методическая работа необходима воспитателю:

в определении темы, целей и задач;
в планировании работы по самообразованию;
в ходе реализации плана;
в изучении и анализе результативности своей работы.

 20.09.2016
                                                          Инновационная деятельность в детском саду!

Преобразования, происходящие во всех сферах российского общества - экономической, социальной, политической, культурной, не могли не затронуть и систему образования, определяющую интеллектуальный потенциал страны в будущем и являющуюся условием ее процветания и развития.

Понимание необходимости введения инноваций в образовательный процесс приводит на практике к неизбежности включения образовательных учреждений в инновационные процессы, постоянного нахождения их в своем "инновационном поле" - поле создания и, самое главное, освоения конкретного новшества.

Это, особенно, актуально для нашего времени, так как является - и условием выживания (как в прямом, там и в переносном смысле), и условием конкурентоспособности образовательного учреждения и педагогического коллектива.

Слово «инновация» происходит от латинского и в переводе означает «обновление, новинка, изменение». «Инновация - это новое явление в чем-либо».

Принято считать, что понятие «нововведение» является русским вариантом английского слова innovatoin. Буквальный перевод с английского означает «введение новаций» или в нашем понимании этого слова «введение новшеств». Под новшеством понимается новый порядок, новый обычай, новый метод, изобретение, новое явление. Русское словосочетание «нововведение» в буквальном смысле «введение нового» означает процесс использования новшества.

Применительно к педагогическому процессу инновация означает введение нового в цели, содержание, методы и формы обучения и воспитания, организацию совместной деятельности педагога и воспитанника.

Инновационные процессы часто являются закономерностью в развитии образовательного учреждения и относятся к таким изменениям в работе учреждения, которые носят существенный характер, сопровождаются изменениями в образе деятельности и стиле мышления его сотрудников, вносит в среду внедрения новые стабильные элементы (новшества), вызывающие переход системы из одного состояния в другое.

Инновационная деятельность в образовании имеет свои особенности:

Первая особенность заключается в том, что субъектами инновационного процесса являются дети, родители и педагоги. Если этого не учитывать, то из педагогической инновации выпадает всё собственно образовательное, вся гуманистическая составляющая инновационной деятельности.
Второй отличительной особенностью педагогической инновации является необходимость системного охвата возможно большего числа педагогических проблем. Условием, определяющим эффективность педагогической инновации, является исследовательская деятельность педагогов, которые, решая проблемы частной методики, задаются общими вопросами и начинают по-новому переосмысливать существующие дидактические принципы.

В.И.Жук выделяет ряд проблем в организации и содержании инновационной деятельности.

По её мнению многие педагоги образовательных учреждений испытывают трудности в определении понятий «экспериментальная» и «инновационная деятельность». Необходимо чётко разграничить эти понятия.

Экспериментальная деятельность – это апробация или деятельность по проверке педагогической эффективности результатов научных исследований в условиях образовательного процесса.

Инновационная же деятельность - это деятельность по освоению и внедрению результатов научных и научно-педагогических исследований в образовательном процессе образовательного учреждения.

Важнейшим условием успешности инноваций является наличие в детском саду инновационной среды – определённой системы морально-психологических отношений, подкреплённой «комплексом мер организационного, методического, психологического характера, обеспечивающих введение инноваций в образовательный процесс школы».

К признакам инновационной среды относятся: способность педагогов к творчеству, наличие в коллективе партнёрских и дружеских отношений, хорошая обратная связь (с учащимися, семьями, социумом), а также интегративные характеристики высокоразвитого коллектива (общность ценностных ориентации, интересов, целевых установок и т. п.).

Вместе с тем качественный анализ показывает, что часто инновационные процессы разрозненны, малоуправляемы, плохо продуманы и не подготовлены. Учреждения образования, вследствие приказа сверху или моды, берутся за разработку и внедрение разнообразных новшеств, органично никак не связанных с жизнедеятельностью конкретного образовательного учреждения. В итоге получается либо традиционный "план мероприятий", либо сложное "произведение искусства", созданное руководителем, непонятное, чуждое для коллектива и, как следствие этого, отторгаемое им. В итоге массовость заявленных инновационных проектов никак не подтверждается количеством успешно освоивших то или иное новшество.

Одной из основных причин такого несоответствия является отсутствие системы управления инновационными процессами в конкретном учреждении образования. На практике это выражается в том, что, осваивая те или иные новшества, образовательные учреждения решают какие угодно и чьи угодно проблемы, только не собственные. Т.е. нововведения не являются средством решения проблем конкретного учреждения образования и, как следствие, средством его развития. Мало того, эти проблемы не всегда толково и понятно могут быть сформулированы руководителями этих учреждений. И в результате сами педагоги игнорируют проблемы, над которыми должно бы работать образовательное учреждение.

Поэтому в формирующемся "инновационном поле" образовательного учреждения необходимо различать нововведения, которые затрагивают непосредственно сам педагогический (базовый для всех образовательных учреждений) процесс, и нововведения, позволяющие эффективно управлять инновационными процессами.

Несомненно, что инновационная деятельность конкретного педагога или группы педагогов - дело хорошее и нужное. Но наивно полагать, что, реализуя те или иные новшества на своем учительском уровне, можно добиться решения проблем всего образовательного учреждения. Скорее всего, в этом плане решаются другие, сугубо личные или групповые проблемы.

Таким образом, все инновации должны решать проблемы конкретного образовательного учреждения, т.е. быть средством, а не самоцелью. В этом плане инновационный процесс становится управляемым и ключевая роль в нем принадлежит руководителям образовательных учреждений

Согласно ФГОС ДО, введённому в 2014 году, задача дошкольного образования - «повернуться» лицом к семье, оказать ей педагогическую помощь, привлечь семью на свою сторону в плане единых подходов в воспитании. А одним из условий успешного личностного развития каждого ребёнка, несомненно, является умение педагогов вести работу с родителями воспитанников. В течение долгих лет в работе с родителями нами использовались так называемые традиционные формы(беседы, консультации, опросы, анкетирование, дни открытых дверей, родительские собрания, совместные праздники и развлечения, оформление папок-передвижек и стендов, выставки совместных работ детей и родителей и т. д.) . И сегодня эти формы взаимодействия с семьями мы широко применяем в своей работе, но сейчас хочу рассказать о формах нетрадиционных формах взаимодействия с родителями:
- Информационно-аналитические формы
- Наглядно-информационные формы
- Познавательные формы
- Досуговые

Хочется рассказать о каждой из этих форм работы с родителями подробнее.
Информационно-аналитические формы:

Завесу особенностей домашнего воспитания позволяет приоткрыть, например, такой метод, как
выполнение ребёнком в присутствии мамы (папы, бабушки) какого-либо практического задания(например, навести порядок в игровом уголке, разложить карточки с картинками в определённом порядке, построить дом из конструктора и т. д.) Воспитатель наблюдает и анализирует реакцию мамы на занятие дочери (сына, характер её помощи, приёмы стимуляции или подавления детской самостоятельности, оценку качества работы, и старания ребёнка результатов такого наблюдения может пролить свет на причину многих «плюсов» и «минусов» в развитии ребёнка, даст возможность определить линии взаимодействия с каждой конкретной семьёй, усилить свою образовательную работу в группе по этому направлению.

Ещё один очень интересный информационно-аналитический метод -
написание родителями мини-сочинений «Мой замечательный ребёнок».
Большинство мам с большим желанием откликается на нашу просьбу рассказать таким образом о своём малыше. А мы, кроме информации о характере и темпераменте «главного героя произведения», его любимых играх и занятиях, из этих рассказов мы узнаём о взаимоотношениях взрослого и ребёнка в семье, культуре общения, о приоритетах в воспитании детей. Эти знания очень помогают воспитателю уже с первых дней найти особый подход к ребёнку, увлечь его любимым видом деятельности, заинтересовать, чтобы малыш быстрее адаптировался в детском саду.
Наглядно-информационные формы:
Сайт детского сада и странички педагогов.

Главная задача данной формы – познакомить родителей с нашим детским садом, особенностями работы, составом и квалификацией педагогов, условиями, в которых находятся дети.

На нашем сайте отражены все важные и просто интересные события, происходящие в жизни нашего детского сада, наши главные достижения, наши будни и праздники. Родители имеют возможность видеть, чем занимаются их ребёнок в группе попросить его, например, прокомментировать фотографии, и даже проверить какие-то его знания.
Выпуск семейных стенгазет.

Такие импровизированные газеты оформляются самими родителями совместно с детьми. В них «издатели» отмечают интересные случаи из своей жизни, рассказывают о членах семьи, делятся опытом воспитания по отдельным вопросам. Например, «Выходной день семьи», «Я люблю тебя, бабушка! », «Мой папа», «А мы делаем вот так! » и т. д. Такая деятельность сплачивает родительский коллектив через знакомство с индивидуальными особенностями каждой семьи, обмен опытом и впечатлениями.
Открытый показ ОД для родителей и День открытых дверей.

Сама идея проведения открытых показательных мероприятий для родителей, конечно, не нова, но наполнение её может быть нестандартным. Например, мы привлекаем родителей к выполнению некоторых заданий наравне с детьми или к обсуждению каких-то спорных вопросов, или поручаем им подобрать определённый материал для ОД и самим же озвучить его ребятам на занятии. Родители не только узнают специфику проведения ОД с детьми в детском саду, но и знакомятся с новыми педагогическими методами, приёмами или видами деятельности, которые они смогут использовать в дальнейшем для развития собственного ребёнка.
Организация фотовыставок.

У нас в детском саду такая форма работы с родителями стала уже традиционной. Так в прошлом учебном году были организованы выставки семейных фотографий «Наш любимый город», «Моя мама – самая лучшая на свете», «Папа – мой герой! », «Дорожим славой дедов и прадедов, защитников Отечества! »
Презентация групп

Все группы в нашем детском саду имеют свои необычные названия («Акварельки», «Капельки», «Бабочки» и др.) В каждой группе присутствует так называемая внутренняя идеология группы, и помещения оформлены в соответствии с разработанной идеологией. В оригинальных презентациях групп у нас отражены основные виды нашей повседневной деятельности с детьми, и, конечно, широко представлена развивающая среда, соответствующая тематике каждой группы. А оборудовать и обновлять оригинальную предметно-развивающую среду нам во многом помогает яркая фантазия и умелые руки наших родителей.
Познавательные формы организации взаимоотношений педагогов и родителей.
Нетрадиционные родительские собрания и круглые столы.

По мнению исследователей, дошкольное учреждение способно в полной мере удовлетворить запросы родителей только при условии, что оно является открытой системой. Поэтому многие вопросы, касающиеся жизни группы, у нас обсуждаются с родителями как раз на таких нетрадиционных собраниях (на «Посиделках с мамами», в «Творческой мастерской» и т. д.) Участие в них даёт родителям возможность вникнуть в проблемы и потребности своей группы в целом и самим «включиться» в обсуждение и решение этих проблем.
Мастер-класс.

Ещё один вариант участия родителей в жизни группы – проведение мастер-классов для детей (или родителей) группы. Это позволяет привлечь их к совместному творчеству и также способствует сплочению детского и родительского коллектива.
Занятия и беседы, которые родители проводят с детьми.

Они могут быть регулярными и составлять целый цикл (как занятия по привлечению детей и родителей к театрализованной деятельности, которые проводит мама, имеющая режиссёрское образование, или занятия по хореографии с мамой - профессиональным хореографом). Также родители могут проводить одно – два занятия или беседы по теме текущей недели (иллюстрированная беседа о жизни насекомых или чтение и обсуждение рассказов о судьбах детей во время Великой Отечественной войны и т. д.) .
Совместная работа по проектам
Позволяет заинтересовывать родителей перспективами новых направлений развития детей и вовлекать в жизнь каждой группы в целом.
Досуговые формы работы с родителями
Поход выходного дня.
Он может представлять собой совместный поход в театр, музей или библиотеку, а может быть просто прогулкой в ближайший парк или лес. Из этих походов и дети, и взрослые возвращаются обогащенные новыми знаниями и впечатлениями. Затем увлеченно рисуют, отражают впечатления в поделках. У всех участников таких мероприятий появляются общие впечатления, переживания, новые темы для обсуждений, что ведёт к укреплению детско-родительских отношений
Участие родителей в конкурсах, выставках.

Это важный момент в построении взаимоотношений между ребёнком и родителем и значимый для воспитателя. У нас ежегодно проводятся выставки поделок из природного материала, конкурсы поделок ко Дню города, парад снежных фигур - всё это результаты совместной деятельности родителей и детей.

Мы успели убедиться, что в детском саду просто необходимо проведение работы по укреплению связи и взаимодействия образовательного учреждения и семьи, чтобы эти две системы стали открытыми друг для друга и помогли раскрытию способностей и возможностей ребенка, формированию основ полноценной, гармоничной личности. И если такая работа с родителями проводится в системе и не «на бумаге», то постепенно даёт определенные результаты: родители из «зрителей» и «наблюдателей» становятся активными участниками воспитательно-образовательного процесса, ощущая себя более компетентными в воспитании детей.

Старший воспитатель Гусейнова Марина Олеговна.

Мы Вконтакте

Наша галерея

  • фото_22
  • Выпуск_5

Календарь событий