object357153883.png
ГБДОУ детский сад №15 Приморского района Санкт-Петербурга
object1906575751.png

«Год семьи» - 2024

Запись в кружки

Профстандарт педагога дошкольного образования

Педагогическая деятельность рассматривается Министерством труда и занятости как одна из наиболее ответственных сфер деятельности. Именно поэтому профессиональные стандарты в данной области были утверждены одними из первых. Одним из них является профстандарт, зафиксированный в Приказе Министерства труда и социальной защиты РФ от 18 октября 2013 г. N 544н «Об утверждении профессионального стандарта "Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)"», который распространяет свое действие в том числе на педагогов дошкольных образовательных учреждений (ДОУ).
Обратите внимание! Профстандарт педагога дошкольного образования следует учитывать при проведении обучения, аттестации, составлении должностных инструкций и трудовых договоров, а также формировании политики оплаты труда.

Требования профстандарта воспитателя ДОУ
Профессиональный стандарт представляет собой часть комплексного документа, устанавливающего требования к работникам, занятым в нескольких видах профессиональной деятельности — от дошкольного образования до среднего общего образования. Поэтому к педагогу дошкольного образования предъявляются как общие требования, применяемые для всех категорий педагогов, упомянутых в данном документе, так и специальные условия, связанные с характером его работы.

Обобщенные трудовые функции воспитателя
Общее описание трудовых функций воспитателя, содержащееся в профстандарте, указывает на то, что в его профессиональной деятельности присутствуют два основных компонента:
- подготовка и обеспечение реализации эффективного образовательного процесса. В данной обобщенной трудовой функции, в свою очередь, присутствуют три основных составляющих — обобщенная обучающая работа (обозначаемая кодом А/01.6), воспитательная работа (А/02.6) и развивающая работа (А/03.6);
- разработка и реализация ключевых образовательных программ с учетом возрастной специфики воспитанников (код В/01.5).
Для осуществления всех перечисленных видов трудовых обязанностей педагогу дошкольного образования требуется иметь достаточно высокий уровень квалификации. Согласно Приказу Минтруда России от 12.04.2013 N 148н «Об утверждении уровней квалификации в целях разработки проектов профессиональных стандартов» для данных видов работ требуется соответствие работника пятому и шестому уровням.

Знания, умения и навыки, которыми должен владеть воспитатель
Каждая из обобщенных трудовых функций, предписываемых профстандартом воспитателя ДОУ в соответствии с ФГОС (федеральным государственным образовательным стандартом), предполагает наличие у него специальных знаний, умений и навыков для ее осуществления. При этом, однако, наиболее специфичной для данной профессии с полным правом можно назвать воспитательную функцию, которая требует реализации следующих обобщенных трудовых действий:
- развитие всех аспектов личности ребенка с использованием различных видов деятельности в рамках разработанных воспитательных программ;
- формирование необходимых навыков для познавательной активности, полноценной социализации;
- стимулирование конструктивной деятельности и общения;
- содействие и корректировка процесса формирования коллектива воспитанников с учетом индивидуальных особенностей каждого из них.
В свою очередь, профстандарт педагога дошкольного образования предполагает, что для эффективного выполнения указанных действий такому специалисту потребуются следующие умения:
- управление познавательной, игровой и иной конструктивной деятельностью воспитанников с целью стимулирования к решению задач, поставленных воспитательными программами;
- анализ положения дел в детском коллективе, защита интересов и достоинства его членов, формирование дружелюбной и здоровой атмосферы;
- владение методами организации досуга детей;
- взаимодействие с другими педагогическими работниками с целью обмена опытом и успешными практиками работы с детьми.
Наконец, необходимым условием для реализации этих умений профстандарт в ДОУ предполагает наличие у педагога дошкольного образования специальных знаний, позволяющих использовать их при разработке и реализации воспитательных программ:
- основы действующего законодательства в области прав ребенка и работы с детьми;
- ключевые аспекты психодидактики;
- принципы осуществления образовательной деятельности и способы эффективного достижения поставленных целей;
- основные закономерности развития детей различного возраста, включая индивидуальные особенности и общие кризисные точки; важнейшие педагогические техники, методы и приемы, позволяющие обеспечить целостность воспитательного подхода.

Требования к уровню образования и опыту работы:
Наличие специального образования, позволяющего понять специфику работы с детьми дошкольного возраста, является одним из ключевых требований профстандарта педагога дошкольного образования. Указанный документ допускает следующие варианты относительно имеющегося у него образования:
- высшее или среднее профессиональное образование по специальности, входящей в направление «Образование и педагогические науки» (44.00.00), согласно требованиям Приказа Министерства образования и науки РФ от 12 сентября 2013 г. N 1061 «Об утверждении перечней специальностей и направлений подготовки высшего образования»;
- высшее или среднее профессиональное образование в любой области в совокупности с прохождением программы дополнительного обучения в сфере образования и педагогических наук в образовательном учреждении, имеющем полномочия на обучение по данному профилю.
Обратите внимание! Профстандарт педагога дошкольного образования не содержит условий относительно наличия у него опыта работы по данному направлению.
Наличие специального образования, позволяющего понять специфику работы с детьми дошкольного возраста, является одним из ключевых требований профстандарта педагога дошкольного образования. Указанный документ допускает следующие варианты относительно имеющегося у него образования: высшее или среднее профессиональное образование по специальности, входящей в направление «Образование и педагогические науки» (44.00.00), согласно требованиям Приказа Министерства образования и науки РФ от 12 сентября 2013 г. N 1061 «Об утверждении перечней специальностей и направлений подготовки высшего образования»; высшее или среднее профессиональное образование в любой области в совокупности с прохождением программы дополнительного обучения в сфере образования и педагогических наук в образовательном учреждении, имеющем полномочия на обучение по данному профилю.
Источник: https://www.kdelo.ru/art/384789-qqq-17-m9-profstandart-vospitatelya

Особые требования к претендентам на должность воспитателя
Поскольку работа воспитателя предполагает постоянный тесный контакт с детьми, эксперты при разработке профстандарта в ДОУ руководствовались в первую очередь необходимостью обеспечения их безопасности. В этой связи в данный профстандарт, помимо требований к образованию и квалификации, были включены особые условия, на соответствие которым работодатель обязан проверить каждого претендента на должность воспитателя в детском саду:
-лишение права осуществлять любые виды педагогической деятельности, вступившее в силу на основании вынесенного судом приговора;
-судимость за особые виды преступлений, перечисленных в ст. 331 ТК РФ;
-недееспособность гражданина, установленная в порядке, определенном действующим законодательством; наличие заболеваний, представляющих непосредственную опасность для лиц, контактирующих с носителем.

Использование профстандарта при недостаточной квалификации работника
Действующие нормативные документы не рассматривают несоответствие уровня квалификации или знаний работника требованиям профстандарта в качестве основания для его увольнения. Вместе с тем, на практике такое несоответствие может создать реальную проблему для работодателя, которому требуется наличие тех или иных профессиональных характеристик у данного сотрудника.
В этой ситуации целесообразно обратить внимание п. 2 ч. 5 ст. 47 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», который предоставляет работникам сферы образования право на прохождение обучения для повышения уровня их квалификации. При этом такое обучение следует организовывать не реже, чем один раз в три года.
Таким образом, профстандарт педагога дошкольного образования представляет собой исчерпывающее описание требований к профессиональным характеристикам такого специалиста, включая наличие у него специальных знаний и навыков, образования, квалификации и проч. При этом, однако, работодатель имеет право по своему усмотрению корректировать эти требования в целях применения в кадровой политике, обеспечивая тем самым их максимальное соответствие специфике работы своего учреждения. Это связано с тем, что профстандарт воспитателя по состоянию на 2017 год не входит в список профессиональных стандартов, которые являются обязательными к применению для работодателей.