object357153883.png
ГБДОУ детский сад №15 Приморского района Санкт-Петербурга
object1906575751.png

«Год семьи» - 2024

Запись в кружки

Консультация для родителей и педагогов

«Я владею язычком, учусь правильно дышать»
(Младший и средний возраст)

Грамотная, чёткая, чистая и ритмичная речь ребёнка – зачастую это не дар, а она приобретается благодаря родителям, педагогам и взрослым которые окружают ребёнка.
Правильное произношение звуков обеспечивается хорошей подвижностью органов артикуляционного (речевого) аппарата (губы, язык, щёки, нёбо, нижняя челюсть).
Выработать чёткие и согласованные движения органов артикуляционного аппарата помогает артикуляционная гимнастика.
Начинать работу следует с простых упражнений доступных детям в их возрасте, учат лишь фиксировать и удерживать несколько секунд то или иное положение губ, языка, нижний челюсти. («улыбка», «солнышко», «солнышко спряталось» и т.д.)
Надо отметить, что выработка некоторых артикуляционных позиций требует длительной и систематической работы. Одни упражнения ребёнок может освоить за несколько занятий, а другие за несколько месяцев. («язычок спит», «чашечка», «грибок», «трубочка», «лопаточка», «горка»).
Выработка определённого артикуляционного уклада, порой требует сотни повторений.

Иногда неудача вызывает у ребёнка отказ от дальнейшей работы. В таком случае нельзя фиксировать внимание на том, что не получается. Надо ребёнка подбодрить, вернуться к более простому, уже отработанному материалу, напомнив, что когда-то это упражнение то же не получалось.
Целесообразно работать только над определёнными упражнениями до тех пор, пока они не будут окончательно усвоены ребёнком. Наряду уже с усвоенными и отработанными включаются новые.
Ничто так не утомляет ребёнка как однообразие, поэтому одному и тому же упражнению дают разные названия. Например, положение «острого» язычка именуемого в логопедической практике «иголочка», можно сравнить с «морковкой», «змейкой», «карандашом» и т.д.
В работу включается произнесение звуков и их сочетаний, с доступной детям артикуляцией. Чаще всего - это гласные звуки (А, О, У, И, ы, Э) и их сочетание. Так же согласные и гласные (ща, ша, жи и т.д.), и гласные и согласные. Эти упражнения способствуют быстрому переключению движений органов артикуляционного аппарата.
Произносительная сторона речи не может существовать без дыхания. Дыхание является важной составляющей часть речи. Речевое дыхание – основа звучащей речи, источник образования звуков, голоса. Чем отличается речевое дыхание от обычного? При речевом дыхании происходит короткий, но глубокий вдох и плавный, долгий выдох ртом. Так как надо научится говорить на одном выдохе несколько слов. Выдох должен звучать правильно, через вытянутые вперёд губы не надувая щёки. Хорошо поставленное речевое дыхание обеспечивает ясную дикцию и чёткое произношение звуков.
Главной задачей в работе с дыханием – выработка плавной, длительной, целенаправленной, непрерывной, сильной воздушной струи.
Существует множество упражнений на развитие речевого дыхания: «Загнать мяч в ворота», «Кто дальше прокатит мяч», «Сдуть снежинку (осенний листок) с ладошки», «Кораблик», «Мыльные пузыри», «Шторм в стакане» и т.д.
Малыши любят исполнять роль воспитателя или логопеда. Для роли ученика подходит любимая игрушка ребёнка. В роли педагога они выполняют артикуляционные упражнения и произносят отдельные звуки и слоги. Соответственно будет продуктивней игра. Если в роли учеников выступят взрослые. Это значит, что играя дети совершенствуют речевую моторику.
Надо отметить, что все задания тесно взаимосвязаны между собой, голосовые упражнения способствуют развитию речевого дыхания, дыхательные упражнения – плавному произношению звуков, повторение слоговых сочетаний – развитию подвижности и переключаемости органов артикуляции.
Что важно знать, работая с детьми над развитием артикуляционной моторики и речевым дыханием:
• Проводить артикуляционную и дыхательную гимнастику надо ежедневно, чтобы вырабатываемые у детей навыки закреплялись и становились более прочными;
• Непосредственная работа над развитием артикуляционной моторикой и дыхательной гимнастикой должна занимать от 5 до 15 минут.
• Артикуляционную и дыхательную гимнастики следует выполнять сидя перед зеркалом, так как в таком положении у ребёнка прямая спина, он не напряжён, руки и ноги находятся в спокойном состоянии. Если малыш выполняет упражнения с индивидуальным зеркалом, предварительно он должен увидеть правильный образец, показанный взрослым.
• Некоторые упражнения производятся под счёт, который ведёт взрослый. Это необходимо для того, чтобы у ребёнка выработалась устойчивость наиболее важных положений губ и языка.
• Артикуляционные упражнения выполняются поэтапно, от простого к сложному.
• Так же поэтапно следует проверять выполнение упражнений. Это даёт возможность определить, что именно затрудняет ребёнка и отрабатывать с ним данное движение.
Уважаемые педагоги, родители, бабушки и дедушки! Наберитесь терпения и выдержки! Знайте, что выполнение артикуляционных и дыхательных упражнений – это трудная работа для ребёнка. Никогда не укоряйте его при неудачах. Запомните! Похвала и поощрение придадут малышу уверенность в своих силах и помогут быстрее овладеть тем или иным движением, а значит, быстрее овладеть правильным произношением звуков речи.