Содержание

Плавание – это способ укрепления здоровья и полезный для жизни навык. Посещение бассейна влияет не только на физические, но и на умственные данные ребенка, стимулируя его нервно-психическое (психомоторное) развитие. Активное движение возбуждает клетки коры головного мозга, укрепляет мышцы ребенка, сердечно-сосудистую систему, дыхательный аппарат. К тому же, вода осуществляет массаж кожи и мышц, очищая потовые железы.

Плавание – один из немногих видов спорта, который разносторонне и гармонически развивает все группы мышц ребенка, формирует правильную осанку. Непрерывные движения ногами в быстром темпе великолепно тренируют мышцы и связки голеностопного сустава, а это предупреждает деформацию стопы, помогает избавиться от такого тяжелого дефекта, как плоскостопие.

Плавание имеет большое значение для воспитания гигиенических навыков и укрепления здоровья.

Роль плавания в воспитании детей

В плавании малыши могут переносить высокие нагрузки. Это обусловлено благоприятными условиями нахождения в воде.

Занятия в бассейне помогут выработать у малыша многие положительные черты характера. Однако процесс обучения основам плавания имеет свои особенности: у детей дошкольного возраста, прежде всего, необходимо выработать гигиенические навыки.

Перед занятием плаванием дети должны тщательно и добросовестно мыться. Малышей надо приучить также правильному поведению после занятий плавания: они должны уметь освобождать от воды уши, правильно сушить волосы, насухо вытираться полотенцем и т.д.

В результате частого пребывания в воде у детей появляется чувство безопасности (особенно проявляются при нырянии и прыжках в воду), развиваются такие черты характера, как самообладание, уверенность в своих силах, настойчивость, мужество и решительность.

 

Задачи обучения дошкольников плаванию

Занятия по плаванию признаны решать оздоровительные, образовательные, воспитательные задачи.

Оздоровительные задачи направлены на охрану и укрепление здоровья ребенка, его гармоничное психофизическое развитие, совершенствование опорно-двигательного аппарата, формирование правильной осанки, повышение работоспособности организма, приобщение ребенка к здоровому образу жизни.

Образовательные задачи ставят целью формирование двигательных умений и навыков, развитие психофизических качеств (силы, ловкости, выносливости, гибкости и др.) и двигательных способностей (координации движений, дыхательных функций) у детей разных возрастных групп, формирование знаний о видах и способах плавания и собственном теле, об оздоровительном воздействии плавания на организм, осознанности двигательных действий, о телесно рефлексии, развитии пространственных ориентировок; усвоение спортивной терминологии, развитие внимания, мышления, памяти.

Воспитательные задачи направлены на воспитание двигательной культуры, нравственно-волевых качеств; смелости, настойчивости, чувства собственного достоинства. Ребенок, который преодолел страх перед водой, начинает уверенно чувствовать себя в коллективе. Огромная радость и счастье светятся в его глазах, когда он начинает понимать, что преодолел свой страх, стал сильнее и увереннее в себе. Сразу появляется огромное желание плавать и плавать. Это и есть настоящее самоутверждение личности.

Задачи по обучению плаванию решаются в комплексе и направлены на воспитание гармонично развитой личности.

Плаваем, играем - здоровье укрепляем!

Каждый человек должен уметь плавать. И чем раньше он научится, тем лучше.

Купание, игры в воде, плавание благоприятны для всестороннего физического развития ребенка. Работоспособность мышц у дошкольников невелика, они довольно быстро утомляются при статических нагрузках. Детям более свойственна динамика. Во время плавания чередуется напряжение и расслабление разных мышц, что увеличивает их работоспособность и силу.

В воде уменьшается статическое напряжение тела, снижается нагрузка на еще не окрепший и податливый детский позвоночник, который в этом случае правильно формируется, вырабатывается хорошая осанка. В то же время активное движение ног в воде в безопорном положении укрепляет стопы ребенка и предупреждает развитие плоскостопия.

Систематические занятия плаванием ведут к совершенствованию органов кровообращения и дыхания. Это происходит благодаря ритмичной работе мышц, необходимости преодолевать сопротивление воды. Улучшается сердечная деятельность, подвижность грудной клетки, увеличивается жизненная емкость легких.

Регулярные занятия плаванием положительно влияют на закаливание детского организма: совершенствуется механизм терморегуляции, повышаются иммунологические свойства, улучшается адаптация к разнообразным условиям внешней среды. Укрепляется также нервная система, крепче становится сон, улучшается аппетит, повышается общий тонус организма, совершенствуются движения, увеличивается выносливость.

Одновременно с обучением плаванию детям прививаются умения и навыки самообслуживания, что очень важно для их всестороннего развития.

Плавание благотворно влияет не только на физическое развитие ребенка, но и на формирование его личности. Не всем детям общение с водой доставляет удовольствие и радость, некоторые боятся входить в воду, боятся глубины. Психологами установлено, что главная опасность на воде - не действия в ней, а чувство страха и боязнь глубины. Именно поэтому первые шаги обучения плаванию направлены на то, чтобы помочь ребенку преодолеть это неприятное и небезобидное чувство. Занятия плаванием развивают такие черты личности как целеустремленность, настойчивость, самообладание, решительность, смелость, дисциплинированность, умение действовать в коллективе, проявлять самостоятельность.

Очень большую роль в обучении детей плаванию играют разнообразные игры в воде. Игры используются с самых первых занятий для освоения детей с водой. Плескаясь и играя на мелком месте, младшие дошкольники безболезненно преодолевают чувство неуверенности и страха, быстро адаптируются в воде, привыкают смело входить и погружаться в нее, передвигаться уверенно и без напряжения. Игры помогают овладеть всеми подготовительными к плаванию действиями.

В работе со старшими дошкольниками, когда дети овладевают техникой плавания, игры используются для повторения, закрепления и совершенствования отдельных движений спортивного способа плавания, для достижения устойчивости и гибкости навыков.

Игры и развлечения в воде способствуют воспитанию у детей смелости, решительности, решительности в своих силах, инициативности.

При обучении дошкольников плаванию используют самые разнообразные формы - игровые упражнения, игры-забавы, сюжетные и бессюжетные, игры с элементами соревнования, эстафеты.

Выбирая игры и методические приемы, нужно учитывать возраст, количество детей в группе, физическую подготовленность и степень владения каждым навыком предлагаемых движений. Движения должны быть очень простые, доступные или уже известные детям.

Чтобы научится плавать, я должен войти в воду, иначе я ничему не научусь.
                                                                                             Август Бебель

УЧИМСЯ ДЫШАТЬ В ВОДЕ И НА СУШЕ

Древние греки называли человека, который не умеет читать, считать и плавать, - ...неграмотным. Если два первых навыка уже освоены, а плавать ребёнок ещё не научился, то сейчас самое подходящее время. Помогут Вам начать обучение плаванию простейшие упражнения на дыхание.

• Задержка дыхания. Попросите малыша на счёт «Раз», «Два», «Три» задержать дыхание после обычного вдоха. Громко считайте вслух.
• Длительная задержка дыхания. Делаем вместе глубокий вдох, задерживаем дыхание, считаем «про себя» до 7-8. Делаем выдох.
• Громкий выдох. Делаем глубокий вдох, задерживаем чуть-чуть дыхание. Плотно сомкнув губы, после этого делаем быстрый энергичный выдох, пытаясь при этом громко произнести «ху!».
• Крошки на столе. Просим ребёнка сдуть со стола крошки, которые он видит.
• Листочек. Теперь давайте возьмём на ладонь небольшой листочек (можно бумажный). Просим ребёнка поднять ладонь до уровня подбородка, чтобы листочек оказался ото рта на расстоянии примерно 15 см. Пусть сдует его быстрым энергичным выдохом через рот. Получилось?
• Надуй шар. Пусть малыш пробует надувать воздушный шарик, а мы на него посмотрим и похвалим. Сопротивление воздуха, наполнившего шарик, и постоянное стремление шарика «сдуться» естественным образом заставляют ребёнка надувать шарик с помощью быстрых энергичных выдохов, условия отчасти аналогичны дыханию в воде.
Ребёнку эти упражнения могут показаться непонятными и бессмысленными. Когда же он научится хотя бы окунаться в воду с головой и будет делать это непринужденно, многократно, выполнение выдоха в воду станет естественным и своевременным. А сейчас продолжим знакомство с водой.
Выполним несколько упражнений, направленных на формирование навыка дыхания в воде.
• Сделай ямку. Попросите ребёнка сесть в ванну, набрать в ладони воду и дуть на неё, как на горячий чай, чтобы образовалась «ямка».
• Дырка. Также сидя в ванне, ребёнок должен резко сделать быстрый выдох у самой поверхности воды так, чтобы образовалась «дырка» (большая глубокая ямка на поверхности воды).
• Подуй на игрушку. Дуем на плавающую игрушку, выдыхая через рот так, чтобы игрушка перемещалась вперед.
• Выдох в воду. Сидя в ванной, ребенок делает глубокий вдох, задерживает дыхание, опускает лицо в воду. Пусть сделает выдох через рот произвольно, как ему хочется, и поднимет голову на поверхность. Это задание пробуем выполнить несколько раз.
• Пузыри. Повторяя предыдущее упражнение, ребенок должен открыть в воде глаза и посмотреть, как образуются пузырьки во время выдоха. Красиво?
Систематические занятия плаванием ведут к усовершенствованию органов кровообращения и дыхания. Укрепляется нервная система, крепче становится сон, улучшается аппетит, совершенствуются движения вашего ребёнка. Занятия в воде повышают сопротивляемость растущего организма к холоду, оказывают тонизирующее воздействие. Недаром плавание называют «крепостью здоровья».
Занимаясь плаванием с дошкольного возраста, ваши дети будут расти закаленными, гармонично развитыми, совершенствовать свое мастерство.

Комплекс дыхательной гимнастики «Дышим с удовольствием»

Большинство детей дышат не носом, а ртом. Из-за этого они часто простужаются, отстают в физическом развитии, быстро утомляются. Специальные дыхательные упражнения позволяют очистить слизистую оболочку дыхательных путей, укрепить дыхательную мускулатуру, улучшить самочувствие ребёнка.
При помощи правильного дыхания можно избежать гайморита, астмы, неврозов, избавиться от головной боли, насморка, расстройств пищеварения и сна, быстро снять утомление и восстановить работоспособность.
При выполнении упражнений необходимо соблюдать следующие правила: дышать только через нос, равномерно и ритмично; стараться делать максимально глубокие вдох и выдох; при появлении малейшего дискомфорта занятие следует прекратить.
Заниматься дыхательной гимнастикой следует в хорошо проветренном помещении, в спокойной обстановке, через 30-40 минут после еды. Овладение комплексом должно проходить постепенно, с прибавлением к уже освоенным упражнениям по одному новому через каждую неделю.

Дыхательные упражнения для улучшения
общего самочувствия ослабленного ребёнка:
1. Дыхание через одну ноздрю. Цель упражнения: исправить привычку дышать ртом, научиться глубокому носовому дыханию.
Сесть на коврик в удобную позу со скрещёнными ногами, спину и голову держать прямо. Закрыть правую ноздрю большим пальцем правой руки, медленно и глубоко вдыхать через левую ноздрю. Выдыхать через ту же ноздрю. Повторить упражнение 10-15 раз. Затем закрыть левую ноздрю большим пальцем левой руки и выполнить 10-15 дыхательных циклов.
2. Очистительное дыхание. Цель упражнения: очистить дыхательные
проходы, проветрить лёгкие.
Вдох и резкий выдох, втягивая мышцы живота. Затем расслабить мышцы живота и глубоко вдохнуть. Выполнить без перерыва 10-15 дыхательных циклов.
3. «Кузнечный мех». Цель упражнения: быстро насытить организм
кислородом, очистить носовые ходы (является превосходным средством против простудных заболеваний, насморка).
Сесть на коврик со скрещёнными ногами, спина прямая. Спокойно сделать выдох, втянуть живот. В быстром темпе повторить семь дыхательных циклов (вдох-выдох) с активной работой мышц живота: на вдохе живот надувается вперёд, на выдохе — втягивается. Затем сделать полный вдох с задержкой дыхания на 5-7 секунд. После этого перейти к обычному дыханию.
Форсировать дыхательную тренировку ни в коем случае нельзя! Критерий правильно подобранных нагрузок — хороший сон ребёнка, весёлое настроение, желание заниматься дыхательной гимнастикой. После того как ребёнок овладеет предложенными упражнениями (а на это необходимо затратить, по меньшей мере 3-4 месяца), можно переходить к более сложным комплексам.
Первые шаги в плавании
Наблюдения в работе с детьми по обучению плаванию показали, что 50 % детей не могут быстро учиться плавать из-за страха перед водой. Поэтому в бассейне они не выполняют задания инструктора.
Происходит разрыв в обучении между детьми, которые усваивают программу обучения и теми, кто боится воды. Эти дети отказываются посещать бассейн под различными предлогами ("Мама не разрешает", "Не хочу сегодня заниматься", "Плохо себя чувствую" и т. д.). Поэтому наши рекомендации адресованы, прежде всего, родителям, которые хотят, чтобы их дети умели плавать.
В игровой форме в ванне или на речке родители могут применять следующие упражнения.
• Для того чтобы подготовить детей к погружению с головой, скачала надо предложить им зачерпнуть ладонями воду и полить лицо, показать, как "смывают с лица мыльную пену".
• Затем показать детям, как поливать свои головы водой и брызгать самим себе в лицо ("Дождик").
• После этого дети погружаются до уровня подбородка, далее в воду опускается часть головы, сначала до уровня носа, затем - глаз (Игра "Нос утонул"), затем в воду погружается все лицо.
• Тем, кто не осмеливается проделать это упражнение, можно его облегчить.
Для этого надо чтобы ребенок опустил сложенные ладони в воду, поднес лицо к воде и опустил его в свои ладони с зачерпнутой водой. Присев "расположить губы на уровне поверхности воды - дуть на воду, образуя волны. Далее задание, достать предмет со дна ванны или водоема в очках для плавания и без них.
• Если ребенок научился задерживать дыхание и погружаться в воду, то можно давать игру "Водолаз" как можно дольше, а именно 10 секунд, лежать под водой.
С этого момента Ваш ребенок готов к занятиям в бассейне.

О пользе плавания
Рекомендации для родителей!

Плавание для детей: польза и обучение
Человечество, как, впрочем, и все млекопитающие, вышло на сухопутные просторы нашей планеты из царства океана – то есть из воды. Поэтому, логично считать, что данная стихия является для людей некой прародиной, в которой человек должен ощущать себя предельно комфортно. Но, к сожалению, реалии жизни таковы, что многие люди не то что плавать не умеют, а панически боятся воды, из-за чего статистика фиксирует неутешительные факты несчастных случаев, причиной которым стало неумение плавать!

Польза плавания
Однако, речь сейчас не о взрослых людях, которые по тем или иным причинам упустили золотое время и не научились чувствовать себя комфортно в водной среде, а о детях. Полезность плавания очевидна и уже давно доказана авторитетными учеными в данной области. Занятие плаванием великолепно стимулирует сердечно-сосудистую систему человека в целом, учит правильному дыханию, а также отлично развивает мышечную структуру, причем, всевозможные тренажеры какого-нибудь фитнес центра явно проигрывают времени, проведенному на том или ином водоеме или же в бассейне. К тому же, 2-летнего ребенка, например, не поведешь делать какие-то упражнения на «железе» - это просто вредно для неокрепшего скелета малыша! Другое дело вода! Вернее сказать, те упражнения, которые ребенок проделывает в данной стихии, играя и обучаясь одновременно.
Когда начинать обучение плаванию
Что касается возраста, то здесь какого-то однозначного ответа дать не удастся. Дело в том, что, сколько людей – столько и мнений относительного вопроса о возрасте, когда ребенка следует приучать к воде. В конце минувшего столетия нашу страну захлестнуло движение людей, которые придерживались методики принятия родов в воде, мотивируя это тем, что рождаясь, ребенок тут же попадал в естественную среду. Что же, вполне возможно, если учитывать общее происхождение человечества как такового. Однако столь кардинальный метод, естественно, не всем по душе, а вот приучать ребенка к воде буквально с рождения – по силам любому родителю, если, конечно же, есть желание укрепить здоровье малыша и обезопасить его в будущем.
Первые упражнения - в ванне
Проводить первые уроки можно в ванне, но, естественно, не в детской. Для несмышленышей-грудничков есть специальные шапочки и надувные воротнички, в которых они чувствуют себя комфортно и двигаются в трехмерном измерении. Но если стоит задача именно обучать ребенка осмысленно плавать или хотя-бы держаться на воде, начинать нужно постепенно и без плавсредств.
Сначала, конечно же, ребенка держат на руках и просто умывают личико водой, затем, ставят его в вертикальное положение в наполненную ванну и, только после того, как данная процедура не вызвала каких-либо истерик со стороны малыша, его можно перевести в горизонтальное положение, при этом, естественно, постоянно поддерживая юного пловца руками!
Далее следует применить один из способов привыкания ребенка к воде, из которых, пожалуй, самый эффективный и проверенный практикой неоднократно – метод Фирсова.
Речь не идет о плавании как о виде спорта. Задача занятий по данной методике – к годовалому возрасту научить ребенка держаться на воде 20-30 минут, нырять, задерживая дыхание на 7-8 секунд, и воспринимать водную среду без страха. Первые «уроки» ребенок получает уже в 2-3 недели, а регулярные занятия начинаются с 2 месяцев. Когда ванна становится тесной, занятия переносятся в специальный бассейн-лягушатник, где малыш находится вместе с одним из родителей и под наблюдением опытного специалиста.
Если речь идет о спортивном бассейне и профессиональном тренере, то никто не возьмется обучать ребенка в секции ранее 4-х лет – это самый минимальный возраст, с которого начинаются занятия данным видом спорта.

Готовимся к плаванию: уроки на суше
Бесспорно, по ряду причин родителям не всегда удается определить свое чадо в бассейн, а какие-либо естественные водоемы в данном месте проживания просто отсутствуют. В таком случаи, вы можете начать заниматься с малышом самостоятельно. Прежде, чем перейти непосредственно к упражнениям, необходимо заострить внимание на физиологических и психологических особенностях организма детей от 3-х до 5-ти лет – ведь именно в этом возрасте происходит начальное обучение детей плаванию. Они заключаются в следующем.
• В каждое занятие необходимо включать несколько упражнений, при этом, создавать между ними паузы и заполнять их играми, так как дети в этом возрасте, как правило, сверхактивны и максимально неусидчивы.
• Прежде всего, ребенка необходимо научить правильно дышать. Дело в том, что дети данного возраста дышат животом - то есть, дыхание частое и поверхностное, а вода, создавая давление, не даст такой возможности. Поэтому ваша задача - научить ребенка так называемому «реберному» дыханию.
• Наглядное объяснение – то есть, упражнение, выполненное одним из родителей, всегда лучше дойдет до ребенка, нежели словесное описание поставленной задачи.
• Не следует часто одергивать малыша, но, тем не менее, следует терпеливо добиваться правильного выполнения того или иного упражнения. Лучше лишний раз похвалить его, как бы авансом, – это лишь стимулирует ребенка.
Обучение плаванию начинается с освоения правильного дыхания. Упражнения постепенно необходимо усложнять, включать их в утреннюю зарядку, а затем закреплять в ванне или естественном водоеме.
Дыхательные упражнения – основа основ
• Ребенка необходимо посадить к себе на колени и слегка прижать пальцами рук его животик, чтобы при вздохе он его не выпячивал. Затем, следует попросить малыша, чтобы он сделал несколько вздохов, при этом, необходимо обратить внимание на ритм дыхания и непосредственно мощный выдох. Ритм следует задавать следующим счетом – «вдох» на счет раз, ну а «выдох» на счет раз – два - три. Такой же ритм сохраняется и в воде. На своем примере покажите ребенку, что при вдохе плечи немного приподнимаются, а при выдохе, соответственно, опускаются. Упражнение повторить 2 – 3 раза, конечно же, делая небольшие перерывы между подходами.
• Стойка ноги врозь – это исходное положение второго упражнения. При этом руки должны быть сцеплены за головой, которая слегка запрокинута, а локти разведены строго в стороны. В таком положении следует выполнить 8 – 10 желательно глубоких вдохов и выдохов.
• Стойка ноги врозь, но, при этом подбородок ребенка прижат к груди, а его руки вытянуты за головой и кисти наложены одна на одну. Необходимо выполнить 8 – 10 вдохов-выдохов, но при этом следует следить, чтобы ребенок «подбирал» свой животик! Это же упражнение можно проделывать следующим образом – на счет «раз-два» с вдохом приподнять руки от бедер вверх и приподняться на носочки, затем, на счет «три-четыре», естественно, с выдохом, опустить руки в исходное положение и полностью встать на ступню.
• Кратковременная задержка дыхания – необходимое упражнение, в процессе которого необходимо попросить ребенка, который наполнил свои легкие воздухом, не дышать, пока родитель считает до пяти. Это упражнение можно проводить, опустив лицо ребенка, например, в тазик с водой, при этом, за один раз необходимо делать не более 3-х – 4-х подходов.
Общий совет, относящийся ко всем дыхательным упражнениям: при глубоком дыхании возможно небольшое головокружение, поэтому между подходами необходимо делать перерыв в 1 – 2 минуты!
Данные упражнения изложены по мере возрастания их сложности и, конечно же, использовать их необходимо постепенно. По мере освоения простых переходите к более сложным, а от упражнений на суше – к упражнениям в воде! У вас обязательно все получится!